Об авторе
Методы
Технологии
Статьи
Это интересно
Интересные ссылки
Предложения
Клиника
Клиника
Технологии

 

   вернуться к оглавлению

 

ПРИЕМЫ УКАЛЫВАНИЯ ЯН ЦЗИЧЖОУ
(Перевод Павла Белоусова)

 

   Ян Цзичжоу (1522-1620) - знаменитый ученый-иглотерапевт эпохи правления династии Мин (1368-1644). Его дед в свое время занимал должность придворного лекаря Императорской медицинской академии, поэтому занятие Ян Цзичжоу медициной имеет семейные истоки. В свое время занимал должность "ожидающего назначения врачом" к императору Цзя-цзин (1522-1566). Впоследствии был назначен на должность в Императорскую медицинскую академию. Много лет изучал древнюю медицинскую литературу, успешно занимался медицинской практикой на протяжении более 40 лет. Особое внимание уделял лечению различных болезней при помощи укалывания с кровопусканием. Является автором книги "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания), изданной в 1601 г.

   На основе "четырнадцати приемов" из книги Доу Ханьцина "Чжэнь цзин чжинань" (Руководство по укалыванию каналов, 1295), Ян Цзичжоу сформировал "приемы двенадцати цифр, распределенные по порядку". Позже он сократил их до "восьми приемов под рукой".

   Ян Цзичжоу ответил на многие вопросы относительно методов стимуляции (бу) и седатации (се) при иглоукалывании, проанализировал методы стимуляции (бу) и седатации (се) в зависимости от укалывания вдоль или против хода канала, Цзы-У (так он называл вращение), дыхания пациента, различной скорости введения и извлечения иглы, а также выдвинул ряд положений, имеющих отношение к стимуляции (бу) и седатации (се).

   Ян Цзичжоу писал: "Прежде чем выполнять приемы иглоукалывания, ожидайте Ци". А также: "Мерилом служит приход Ци. Если [Ци] так и не распространится, не будет и лечения".

   Сделан упор на важность прихода Ци при иглоукалывании. Ян Цзичжоу рассматривал приход Ци предпосылкой стимуляции (бу) и седатации (се). Чтобы произошел приход Ци, следует ожидать Ци.

   Ян Цзичжоу считал, что методов выбор стимуляции (бу) или седатации (се) при иглоукалывании должен опираться на 3 основных принципа: диагностику по пульсу, определение холода или жара болезни, определение недостатка или избытка болезни.

   Ян Цзичжоу также считал, что питательная и защитная Ци служат теоретической основой стимуляции (бу) и седатации (се) при иглоукалывании и следует знать принципы циркуляции питательной и защитной Ци, а также направление хода каналов, так как "сто болезней имеют исток в питательной и защитной Ци". Он писал:

"Или из-за слабости и нехватки питательной Ци защитная Ци вваливается внутрь;

Или из-за слабости и нехватки защитной Ци питательная Ци переливается наружу.

Когда Ци скапливается, образуется избыток.

Когда Ци рассеивается, образуется недостаток".

   Стимуляция (бу) и седатация (се) неразрывно связаны с глубиной, вхождением и выходом питательной и защитной Ци, а также с направлением хода каналов.

   Укалывание "вдоль" хода канала означает стимуляцию (бу), а "против" хода канала означает седатацию (се).

   Ян Цзичжоу писал:

"Питательная Ци является корнем двенадцати каналов, защитная Ци - ветви и листья.

Поэтому, если хотите лечить каналы, надо нормализовать питательную и защитную Ци.

Нормализацию питательной и защитной Ци следует производить при помощи дыхания.

В канонах говорится: защитная Ци - это Ян; питательная Ци - это Инь.

Выдох - это Ян; вдох - это Инь".

   То есть, поверхностная часть относится к защитной Ци и Ян; глубинная часть относится к питательной Ци и Инь. При выдохе Ци выходит - это Ян; при вдохе Ци входит - это Инь. Методы стимуляции (бу) относятся к Ян, следует воздействовать на защитную Ци и вводить иглу при выдохе; методы седатации (се) относятся к Инь, следует воздействовать на питательную Ци и вводить иглу на вдохе.

   В книге Ян Цзичжоу "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601) говорится:

"Есть обычная стимуляция (бу) и обычная седатация (се). З

аключается в уравновешении Инь и Ян.

Вниз от Ян - называется стимуляцией (бу);

Вверх от Инь - называется седатацией (се).

Лишь нормализуйте внутреннюю и наружную Ци - вот и все!

Есть большая стимуляция (бу) и большая седатация (се).

Вводите иглу в "небесную" и "земную" части,

И здесь и там стимулируйте (бу) и седатируйте (се),

Чтобы взаимно сообщались внутренняя и наружная Ци".

   В первом случае для стимуляции (бу) и седатации (се) используется сравнительно слабое раздражение. Выполняют пунктирование с поверхностного слоя к глубинному (стимуляция - бу) или с глубинного слоя к поверхностному (седатация - се) для приведения к гармонии глубинной и поверхностной Ци.

   Во втором случае для стимуляции (бу) и седатации (се) используется сильное раздражение. Стимуляцию (бу) и седатацию (се) производят как в "небесной", так и в "земной" частях. Сюда относятся многие комплексные методы стимуляции (бу) и седатации (се).

   Серьезное внимание при выполнении методов стимуляции (бу) и седатации (се) уделял Ян Цзичжоу использованию сочетания различных приемов, имеющих сходное воздействие.

   Ниже описан ход выполнения комплексных методов стимуляции (бу) и седатации (се) Ян Цзичжоу.

   1. Стимуляция (бу)

   Пациент делает выдох, вводят иглу под кожу на 0,3 цуня (укалывая точки ручных каналов, весной и летом приостанавливают выполнение операций на 24 дыхания; укалывая точки ножных каналов, осенью и зимой приостанавливают выполнение операций на 36 дыханий), ускоряют Ци, чтобы под иглой ощущалась тяжесть, используют число Ян - девять, производят 9 вращений или 9 пунктирований иглы, называется "небесным началом"; прекращают выполнение операций на 2 выдоха, медленно вводят иглу в мышцы на 0,3 цуня, пациент производит указанное выше число дыханий, чтобы снова под иглой ощущалась тяжесть и напряженность, выполняют манипуляции "порождающим" числом, называется "человеческим началом"; прекращают выполнение операций на 3 выдоха, медленно опускают иглу на 0,3 цуня до места между сухожилиями и костями, пациент вновь производит указанное выше число дыханий, чтобы опять под иглой ощущалась тяжесть и напряженность, снова выполняют операции "порождающим" числом, называется "земным началом"; затем немного опускают иглу, это самое крайнее место. Спокойно оставляют иглу. Затем следует поднять ее до "человеческой" части. Снова ожидают тяжести и напряженности, затем вращают иглу по направлению к месту болезни. Под иглой ощущается жар, рассеивается сила болезни. После того, как под иглой ощущается небольшая тяжесть, вращают ее вверх, немного опускают, шевелят и ненадолго прекращают выполнение операций. Извлекают иглу при вдохе, по принципу "медленно вводят и быстро извлекают". Сразу же зажимают точку пальцем.

   2. Седатация (се)

   Вводят иглу на 0,3 цуня, укалывают до "небесной" части, ненадолго прекращают введение иглы, затем опускают ее прямо до "земной" части, немного поднимают ее. Во время прихода Ци ощущается тяжесть и напряженность, не "сучат" и не вращают иглу в течение указанного выше числа дыханий. Затем используют число Инь - шесть, производят 6 вращений или 6 пунктирований иглы, пациент делает 3 вдоха, поднимают иглу к "человеческой" части, называется "земным началом"; снова ожидают напряженности под иглой, пациент производит указанное выше число дыханий, выполняют манипуляции "формирующим" числом, пациент делает 2 вдоха, поднимают иглу до "небесной" части, называется "человеческим началом"; снова ожидают тяжести под иглой, пациент делает указанное выше число дыханий, выполняет манипуляции "формирующим" числом, пациент делает вдох, поднимают иглу выше, называется "небесным началом"; еще немного поднимают иглу, это самое крайнее место. Спокойно оставляют иглу. Затем опускают ее к "человеческой" части, снова ожидают тяжести и напряженности, вращают иглу по направлению к месту болезни. Под иглой ощущается холод, отступает сила болезни. После того, как под иглой ощущается небольшое ослабление, немного поднимают иглу, раскачивают и ненадолго прекращают выполнение операций. Извлекают иглу при выдохе, по принципу "быстро вводят и медленно извлекают". Оставляют точку открытой.

   "Приемы двенадцати цифр, распределенные по порядку"

   В книге Ян Цзичжоу "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601) выделено двенадцать основных приемов укалывания. К ним относятся: резание ногтем, удерживание пальцами, прогревание во рту, введение иглы, поглаживание пальцем, пощипывание ногтем, отступление иглы, "сучение" пальцами, вращение пальцами, оставление пальцами, покачивание иглы, выдергивание пальцами.

   Резание ногтем

   Имеется ввиду прием, при котором перед иглоукалыванием ногтем большого пальца левой руки надавливают на кожу в месте локализации точки. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Первый - резание ногтем:

Всякий раз, когда собираетесь ввести иглу, ногтем большого пальца левой руки с силой режьте укалываемую точку, чтобы Ци и кровь рассеялись, затем вводите иглу.

Не повреждаются питательная и защитная Ци".

   Удерживание пальцами

   Имеется ввиду прием, при котором перед иглоукалыванием удерживают рукоятку иглы пальцами, сосредоточиваются и, с силой вращая иглу, вводят ее в точку, пронизывая кожный покров. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Второй - удерживание пальцами:

Всякий раз, когда вводите иглу, с силой вращая, втыкайте ее в точку, прямо в кожный покров.

[Пациент] делает 3 вдоха, поднимайте иглу к "небесной" части,

[Пациент] делает вдохи как и раньше, помедлите и выполняйте [операции].

Правильно говорят: удерживайте иглу, словно рукой схватили тигра, сильно, будто поймали дракона.

Сердце не стремится к постороннему, так ожидают знатного гостя".

    Прогревание во рту

   Имеется ввиду прием, при котором перед иглоукалыванием иглу помещают в рот для прогревания. В настоящее время этот прием не применяется. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Третий - прогревание во рту:

Всякий раз, когда собираетесь ввести иглу, следует поместить ее в рот и прогреть.

Только тогда можно укалывать, чтобы Ци и кровь были в гармонии,

Не было борьбы между холодом [иглы] и жаром".

   Введение иглы

   Имеется ввиду прием, при котором во время иглоукалывания врачу и пациенту следует успокоиться и стабилизировать дыхание. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Четвертый - введение иглы:

Всякий раз, когда [собираетесь] ввести иглу,

Больному следует успокоить душу и дыхание, дыхание должно быть ровным.

Врач тоже должен быть в таком же состоянии.

Ни в коем случае нельзя спешить.

Сильно режьте ногтем каналы и коллатерали.

Немного подождите, только тогда и можно приступать".

   Поглаживание пальцем

  Имеется ввиду прием, при котором, если Ци не распространяется, можно применить поглаживание пальцами для прохождения Ци и поторопить движение Ци. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Пятый - поглаживание пальцами:

Всякий раз после введения иглы, если Ци не распространяется, поглаживайте пальцем вверх и вниз, влево и вправо по соответствующему [точке] каналу и коллатерали,

Чтобы Ци и кровь равномерно распространялись назад и вперед, влево и вправо".

   Пощипывание ногтем

  Имеется ввиду прием, при котором, если после введения иглы происходит ее застревание и извлечь ее трудно, производят пощипывание ногтем большого пальца вверх и вниз в соответствующих укалываемой точке канале и коллатерали. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Шестой - пощипывание ногтем:

Всякий раз после введения иглы, если патогенная Ци застаивается под иглой и не проходит,

По каналу и коллатерали вверх и вниз режьте ногтем большого пальца, тогда Ци прочистится".

   Отступление иглы

   Имеется ввиду поднимание и извлечение иглы во время применения методов седатации (се). В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Седьмой - отступление иглы:

Всякий раз при поднимании иглы следует применять число Инь - шесть,

Использовать четкое разграничение на 3 части [- "земную", "человеческую" и "небесную"].

Когда надо извлечь иглу, часть за частью медленно отступайте".

   "Сучение" пальцами

   Имеется ввиду прием вращения иглы после ее введения. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Восьмой - сучение пальцами:

Всякий раз вращайте иглу наподобие сучения нитки, не надо вращать очень быстро.

Если вращаете очень быстро, это вызовет закручивание мышц иглой, тогда возникнет сильная боль.

Если происходит застой Ци, сразу же режьте при помощи шестого приема - пощипывания,

Только тогда можно действовать".

  Вращение пальцами

   Имеется ввиду прием, основу которого составляет вращение для прохождения Ци. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Девятый - вращение пальцами:

Всякий раз, когда игла введена, если лечите [болезнь] выше [укалываемой точки], вращайте [иглу] большим пальцем наружу, если лечите [болезнь] ниже [укалываемой точки], вращайте иглу большим пальцем внутрь.

Вращая наружу, направляете Ци вверх для лечения болезни;

Вращая внутрь, направляете Ци вниз для лечения болезни.

Если поднимаете [иглу] до "человеческой" части, вращение внутрь - это стимуляция (бу),

Вращайте иглу по направлению к месту болезни, чтобы истинная Ци достигла места болезни.

Если поднимаете [иглу] до "человеческой" части, вращение наружу - это седатация (се),

Вращайтете иглу по направлению к месту болезни, чтобы патогенная Ци отошла под иглу и вышла наружу.

Это и есть тайная суть иглоукалывания".

  Оставление пальцами

  Имеется ввиду прием, когда во время извлечения иглы выдергивают ее не сразу же, а поднимают до "небесной" части и оставляют на короткое время в подкожном слое, чтобы питательная и защитная Ци рассеялись, а не вырвались вместе с иглой наружу. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Десятый - оставление пальцами:

Когда при извлечении иглы достигаете "небесной" части, необходимо ненадолго оставить [иглу] в коже и лишь через короткое время извлечь ее".

   Покачивание иглы

   Имеется ввиду прием, при котором седатация (се) производится путем раздельного покачивания иглы по 2 раза в "земной", "человеческой" и "небесной" частях (6 покачиваний) и раскачивания большого отверстия при извлечении иглы. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Одиннадцатый - покачивание иглы:

Всякий раз, когда нужна седатация (се), извлекайте иглу через 3 части, раскачивая в каждой части, насчитывается 6 раскачиваний - только и всего.

Пальцем теребите иглу, чтобы точка широко открылась".

   Выдергивание пальцами

Имеется ввиду прием, когда при извлечении иглы поднимают ее до подкожного слоя, ожидают успокоения Ци под иглой и прекращения ощущений тяжести и напряженности, после чего выдергивают иглу. В книге "Чжэнь цзю да чэн" (Великие достижения иглоукалывания и прижигания) говорится:

"Двенадцатый - выдергивание пальцами:

Всякий раз, когда надо извлечь иглу, ждите успокоения Ци под иглой, прекращения [ощущений] тяжести и напряженности.

Когда возникает чувство облегчения, пальцами тяните иглу, вроде вытягивают тигра за хвост".

   "Восемь приемов под рукой"

Имеется ввиду восемь основных приемов иглоукалывания. На основании "четырнадцати приемов" из книги Доу Ханьцина "Чжэнь цзин чжинань" (Руководство по укалыванию каналов, 1295 г.), Ян Цзичжоу сформировал "приемы двенадцати цифр, распределенные по порядку", позже сократив их до "восьми приемов под рукой". К ним относятся:

   1. Обдумывание

Выбрав точку, ощупывают рукой место ее расположения, обдумывают методы ее укалывания, надавливают на нее ногтем большого пальца. Укалывая питательную Ци, стараются не повредить защитную Ци, надавливают ногтем на точку, чтобы защитная Ци рассеялась, затем производят иглоукалывание. Укалывая защитную Ци, стараются не повредить питательную Ци, защипывают точку рукой и производят горизонтальное укалывание.

   2. Вонзание

Ногтем большого пальца левой руки с силой надавливают на место локализации точки. Правой рукой медленно вводят иглу. Этот прием используется для рассеивания Ци и крови, снижения боли. Соответствует "резанию ногтем" из "приемов двенадцати цифр".

   3. "Сучение"

Вращают иглу наподобие сучения нитки. Не следует вращать очень быстро. Влево - стимуляция (бу), вправо - седатация (се). Соответствует "сучению пальцами" из "приемов двенадцати цифр".

   4. Пощелкивание

Сначала пощелкивают ногтем по рукоятке иглы, ожидают распространения Ци, затем немного опускают иглу - сначала поверхностно, затем глубоко, с наружного во внутреннее. Этот прием часто используется в стимуляции (бу) при оставлении иглы.

   5. Раскачивание

Сначала раскачивают иглу, ожидают распространения Ци, затем немного поднимают иглу - сначала глубоко, затем поверхностно. Этот прием часто используется в седатации (се) при поднимании иглы.

   6. Зажимание

Во время извлечения иглы при стимуляции (бу) зажимают точку пальцем, чтобы Ци не выходила наружу.

   7. Поглаживание

После введения иглы при седатации (се) поглаживают пальцем с четырех сторон от точки, чтобы рассеялись Ци и кровь, вышла патогенная Ци, поэтому после извлечения иглы не зажимают точку. Соответствует приему "поглаживания пальцем" из "приемов двенадцати цифр".

   8. Вращение

При болезни, находящейся выше укалываемой точки, вращают иглу большим пальцем наружу; при болезни, находящейся ниже укалываемой точки, вращают иглу большим пальцем внутрь. При поднимании иглы, если вращают внутрь, Ци распространяется к месту болезни; если вращают наружу, патогенная Ци отходит под иглу и выходит наружу. Этот прием соответствует "вращению пальцами" из "приемов двенадцати цифр".

 


© 2001-2008 И.В.Шумов