Об авторе
Методы
Технологии
Статьи
Это интересно
Интересные ссылки
Предложения
Клиника
Клиника
Статьи

 

   вернуться к оглавлению

 

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ АКУПУНКТУРОЙ.

Д-р Xiaorui Zhang. Программа по ТКМ, W.H.O., Женева.

 

   WHO одобряет и всесторонне поддерживает усилия государств - участников применять не только традиционную медицину, не только оказывая поддержку национальных программ исследований и тренинга, но и, обеспечивая их основными направлениями исследований, международными стандартами, облегчает обмен информацией, оказывая помощь государствам-участникам в обеспечении надежности и эффективности традиционной медицины, оказывая влияние на ее развитие. Как сообщил в своем послании д-р Nakajima, исследование и практическое овладение неразрывно взаимосвязаны при использовании традиционной медицины. Мне хотелось бы обратить особое внимание на практическое овладение и исследовательскую работу в акупунктуре.

ОБОСНОВАНИЕ.

   Акупунктура является важным элементом ТКМ с ее уникальной философией и теоретической системой. Ее начали применять в Китае более 2500 лет назад, ее теория уже тогда была хорошо разработана, это видно из многих китайских классических книг. В 6 веке она была перенесена в соседние азиатские страны и была принята широкими слоями населения. В начале 16 века акупунктура появилась и в Европе.

   Акупунктура была признана в подавляющем большинстве стран Азии, и уже тогда началось ее преподавание в учебных заведениях. В настоящее время не только неспециалисты проявляют интерес к акупунктуре, все больше и больше врачей-профессионалов и работников здравоохранения поворачиваются лицом к акупунктуре, стремятся изучить ее и применять на практике. Программа практического обучения акупунктуре постоянно совершенствуется на университетском уровне во многих индустриально развитых странах.

   Например, мы располагаем данными о том, что в Европе в 1966 году было 90000 врачей, которые профессионально занимались акупунктурой. В 1994 году 74% врачей в Бельгии проводили лечение акупунктурой, в Нидерландах акупунктуру применяли 47% врачей, в Германии - 77%, в Великобритании - 90%.

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АКУПУНКТУРЕ.

   В 1991 годы резолюция Ассамблеи Всемирной Организации Здравоохранения - WHA 44.34 - обязывала государства-участников применять акупунктуру, регулировать и контролировать ее использование. Акупунктура стала приоритетным направлением в Программе Здравоохранения.

   В настоящее время акупунктура все еще не признана официально в целом ряде стран; требования к регистрации акупунктурных обществ варьируются довольно существенно в разных странах. Акупунктуру могут применять только профессиональные врачи и традиционные практики.

   Документ, который носит название "Основные направления практического овладения акупунктурой" составлен в соответствии с программой принятой в 1993 году. В подготовке этого документа участвовали более 50 международных экспертов. Этот документ был пересмотрен и дополнен в октябре 1996 года.

   Назначение этого документа:

- обеспечить надежную и компетентную практику по акупунктуре;

- установить общие требования для практического овладения основами акупунктуры;

- рекомендовать минимальный уровень знаний по акупунктуре в свете современной западной медицинской науки, который необходим для подготовки акупунктуриста;

- рекомендовать минимальный уровень знаний по акупунктуре, которым должны овладеть работники здравоохранения, прошедшие обучение современной западной медицине, если они пожелают заниматься практической акупунктурой.

   Основные элементы документа.

   В этот документ включены требования к практическому обучению акупунктуристов, не имеющих диплома врача, требования к практическому обучению акупунктуристов, которые уже имеют диплом врача и сжатая программа, в которой дается минимальный уровень знаний по акупунктуре. Документ включает приложение, где перечислены наиболее часто используемые точки, выбранные из Международной Стандартной Номенклатуры, принятой WHO.

   Использование документа.

   Этот документ является ценным справочным пособием для тех, кто хочет обучаться акупунктуре, для медицинских школ и институтов, которые нуждаются в составлении программ практического обучения акупунктуре, для работников здравоохранения, которые намерены организовать систему проверки знаний и умений претендентов на лицензию акупунктуриста. Однако решение о том, кому можно разрешить заниматься практикой находится всецело в ведении национальных правительственных учреждений, координирующих работу органов здравоохранения.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ АКУПУНКТУРЫ.

   Акупунктура - это древнее медицинское искусство и практика. За тысячи лет она внесла неоценимый вклад в борьбу за здоровье людей и развитие человеческого общества. С точки зрения современной медицины акупунктура все еще считается примитивной. Есть еще много областей в акупунктуре и в традиционной медицине, где нет удовлетворительного научного объяснения. Однако скептическое отношение к акупунктуре существует только в тех странах, где современная медицина все еще признается основой медицинского обслуживания, а акупунктура либо вовсе не применяется, либо ее применение находится в зачаточной стадии. Есть ряд вопросов, на которые предстоит дать ответы.

   Следует отметить растущий интерес в странах Запада к терапевтическому применению акупунктуры, к исследованию и объяснению этого феномена в рамках современного научного знания.

   Однако, несмотря на существование традиционной медицины во многих странах и на ее экспансивное применение в последнем десятилетии, во многих странах традиционная медицина не получила еще официального признания. Исследования и подготовка по традиционной медицине все еще нуждаются в поддержке и внимании, количество и качество надежных и эффективных данных далеко недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребность в использовании традиционной медицины, включая акупунктуру.

   Причины отсутствия данных, полученных в результате исследований, связаны не только с политическими проблемами, но и от методологии исследований, принятой для оценки традиционной медицины. Имеется масса литературы и данных, получаемых при исследовании традиционной медицины в различных странах, но они не принимаются всеми учеными.

   Как объединить традиционную и западную медицину и какой академический подход и методы следует использовать для оценки надежности и эффективности традиционной медицины, включая акупунктуру - это новая проблема, которая всплывает в последние годы.

   Для содействия и облегчения исследований по акупунктуре были приняты "Основные направления клинических исследований по акупунктуре", разработанные Региональным Управлением WHO по западному региону в 1995 году.

   Кроме того, в августе 1997 года в Bethesda, США, прошла неформальная дискуссия, организованная WHO, по проблемам выбора методологии исследований для оценки традиционной медицины, которая проводилась при финансовой поддержке Управления по Альтернативной Медицине, Национального Института Здоровья - коллаброционистского центра WHO для традиционной медицины.

   Во встрече участвовали более 50 экспертов с 7 континентов. Hа основе этой дискуссии были разработаны основные направления выработки методологии исследования традиционной медицины. Обсуждение проводилось в двух группах: лекарственной и нелекарственной. Ключевые пункты дискуссии были сосредоточены на целях и оценке результатов исследований. Мне хотелось бы обобщить ряд ключевых пунктов, возникших в ходе обсуждения проблем, имеющих отношение к акупунктуре.

   Философия и концепция традиционной медицины.

   Философия и подход к диагнозу и лечению в традиционной медицине, в том числе и в акупунктуре, тесно связаны с холистическим подходом к больному и с тем, что расстройство следует лечить на физическом, эмоциональном, ментальном, спиритуальном уровнях с учетом жизненного окружения.

   Отправной точкой в создании протокола исследований по акупунктуре стало составление обзора литературы. В поле внимания были холистический подход, теория и концепция китайских исследований.

   Методология исследований.

   Произвольные клинические пробы, сделанные "вслепую" - существенный компонент современной научной оценки здоровья. Однако, при оценке эффективности традиционной медицины, особенно нелекарственных процедур таких как физиотерапия, акупунктура, хирургия, мануальная терапия - такая оценка "вслепую" (без приборов) может вызвать затруднения, оказаться неполной или вообще невозможной. И, хотя рэндомизация всегда была самым существенным для контроля всех возможных отклонений и "темных" мест, тем не менее, бывают ситуации в процессе лечения, когда рэндомизация может быть невозможной или неэтичной. Например, нельзя вводить в контрольные группы тех пациентов, которых раньше лечили акупунктурой. В таких ситуациях необходим другой подход - например, консортные исследования могут оказаться самым лучшим методологическим решением.

   Там, где может быть применен результат контрольных проб, контрольные группы включают:
- симуляцию лечения;
- отсутствие лечения;
- стандартную терапию;
- полное лечение традиционной медициной;
- минимальное лечение.

   Стандарт Оценки Качества Жизни, предложенный WHO.
   Касаясь методов оценки исследования акупунктуры, хотелось бы порекомендовать "Стандарт Оценки Качества Жизни", разработанный WHO.

   Инициатива WHO в разработке стандарта оценки качества жизни была вызвана рядом причин. В последние годы имело место расширение параметров оценки здоровья человека, т.к. помимо таких показателей, как смертность и болезнь, включено еще и влияние болезни и ухудшение состояния больного на его повседневную жизнедеятельность и поведение, учитываются измерения здоровья человека и измерения нетрудоспособности функционального состояния.

   Оценка качества жизни проводится с точки зрения холистического подхода к оценке здоровья и здравоохранения и определяется как осознание своей индивидуальной жизненной позиции в контексте культуры и системы ценностей, где человек живет в тесной связи с его целями ожиданиями, стандартами и заботами. Так как эта оценка тесно сочетается с характерным для традиционной медицины холистическим подходом, то можно порекомендовать вам следующую программу.

СФЕРЫ И АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.

Область Аспекты
Физическая Боль, дискомфорт
Энергичность, усталость
Сон, отдых
Психологическая Позитивные переживания
Мышление, эрудиция, память
Самооценка
Физический имидж и внешность
Негативные переживания
Уровеньнезависимости Мобильность
Виды деятельности в повседневной жизни
Зависимость от лекарств и лечения
Производительность труда
Социальные связи Персональная взаимосвязь
Социальная поддержка
Половая активность
Окружение Физическая надежность и безопасность
Финансовые ресурсы
Здоровье и социальное обслуживание:наличие и качество
Возможности приобретения новой информации, умений, навыков, мастерства
Возможности для восстановления сил,развлечения, отдыха, свободное время/досуг
Физическое окружение (загрязнение среды, шум, движение, климат)
Транспорт
Спиритуальный Спиритуальность (духовность), религиозные убеждения, личные убеждения

 


© 2001-2008 И.В.Шумов